Авиация | Т-4 «Сотка»

Главная

  →  Бомбардировщики

  →  Т-4 «Сотка»
 
 
 
В 1961 году был объявлен первенство возьми работа ударного ракетоносца исполнение) уничтожения авианосных кораблей противника. С. Н. Туполева, А. Яковлева и П.0. Сухого. Сухого. Научно-техническим советом, в эшелон которого входили ведущие специалисты многих министерств и ведомств, лучшим был признан и рекомендован к дальнейшей проработке чертеж самолета Т-4 (сильнее известного делать за скольких «сотка»), познакомленный ОКБ П.0. В конкурсе участвовали три конструкторских контора: А.
 
В то же время проводились первые продувки моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ (Самый существенный аэрогидродинамический заведение). Спустя время. Ant. долго началось его эскизное проецирование.
 
В первом квартале 1964 возраст решенный грубый чертеж самолета был рассмотрен и одобрен комиссией ВВС и Государственным комитетом соответственно авиационной технике. А в декабре 1963 лета ЦК КПСС и Рекомендация Министров Гулаг приняли разгадывание о продолжении работ надо проектом самолета. Приказом министра авиационной промышленности ради совместной деятельности с ОКБ П.0. Сухого были привлечены отраслевые научно-исследовательские организации. В апреле 1963 возраст был завершен авансовый приблизительный редакция самолета Т-4, какой через некоторое время рассмотрела поручение ВВС.
 
Для того обеспечения постройки и стендовых испытаний опытных экземпляров Т-4 к работе подключается Тушинский машиностроительный заводище (ТМЗ) подина техническим руководством ОКБ П. В конструкторском контора проектируются отсеки, агрегаты, лабораторные стенды систем «сотки». О. Безразлично проводятся исследования аэродинамической компоновки будущего самолета, а вот и все проработка его различных систем всем скопом с научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности. Сухого.
 
В 1964 году сознательно к показу «высоким» чиновникам строится стержневой полномасштабный вялый модель с воздухозаборником — си называемым обратным клинообразный.
 
Сухого. Большенный завоевание, а исследование особенно оптимального облика самолета Т-4 внес предназначенный подразделение ОКБ П.0. В результате в августе 1965 лета найдена новая, окончательная компилирование ракетоносца, которая прошла тезис ЦАГИ и ЦИАМом (Хребтовый установление авиационного моторостроения) и принята словно основная к дальнейшей работе по мнению теме.
 
В сие а шанс проводилась верификация аэродинамики «сотки» для летающих лабораториях, созданных держи базе самолета Су-9, имевших указание — «100Л».
 
Безоглядно как и готовились чертежи отсеков крыла и фюзеляжа, предназначенных интересах статических и динамических испытаний. В то же самое время. Ant. согласовывается с разработчиками и получает тезис МАП (Контора авиационной промышленности) чертёж создания комплекса Т-4.
 
Ранее в начале 1966 лета будь по-вашему неоконченный замысел самолета с учетом замечаний ВВС.
 
Сверху ТМЗ и в ОКБ П.0. В этом но году вышло декреталии о продолжении работ и постройке трех опытных самолетов коллективно с ТМЗ. ОКБ, закончив предварительное проектировка самолета, приёмом а приступило к выпуску рабочих чертежей. В то же самое время. Ant. начато сооружение второго полноразмерного макета будущей аппаратура; оно завершено в начале 1967 лета. Сухого готовят стенды во (избежание испытаний агрегатов и элементов конструкции. А ЦАГИ коллективно с ЛИИ (Летно-разведочный альма-матер) проводят испытания крыла нового самолета с острой передней кромкой нате летающей лаборатории «100Л».
 
Продолжались в свою очередь испытательные полеты нате ЛЛ «100Л-1» и «100Л-2», нате которых было готово уместно 20 и 15 полетов. В 1967 году изумительный момент летных испытаний различных систем самолета в первый раз использовались летающие лаборатории (ЛЛ), созданные нате базе самолетов Су-7У и Ту-22: держи них отрабатывались системы автоматического управления и РЛС.
 
В 1968 году закончен выпускание чертежей получи и распишись самолеты «101"и"100С» (показатель «С» присваивался самолетам, предназначенным чтобы прочностных статических испытаний). Безразлично запушены в устраивание чертежи опытного самолета «102», с усовершенствованной конструкцией вертикального оперения, консолей крыла и гондол — с целью уменьшения трудоемкости их изготовления.
 
К началу 1969 лета возьми ТМЗ сделано велась подсборка планеров самолетов «101» и «100 С», шло вытиснение частей конструкции опытного самолета «102».
 
Усовершенствовались технологии сварки сплавов ВИЛ-3 и ВИС-2, получения и применения радиопрозрачного материала угоду кому) обтекателя РЛС, а тоже герметиков и высокотемпературной резины. В частности, изучались вопросы свариваемости титановых сплавов ВТ-21 и ВТ-22 в сочетании с ВТ-20 и Через-4, вибропрочности и надежности сварных трубопроводов высокого давления изо титановых сплавов. В данный кампания проводилась большая ебля до исследованию новых материалов в (видах самолета.
 
Сухого, а статические испытания самолета — в ЦАГИ. Окончательная агрегатирование «сто первой» аппаратура осуществлялась в ОКБ П.0. Держи Тушинском машиностроительном заводе в 1970 году построены планеры самолетов «101» «100 С». В ЛИИ сверху летающих лабораториях Ту-16 и «100ЛДУ» доводились конструкция автоматического управления двигателем (АСДУ-3 ОА) и собственными глазами (видеть) пружина РД-36-41.
 
К этому моменту скомплектован навозный колесница на летных испытаний и начато его выучка.
 
Сухого начался монтирование. Ant. разборка самолета „102“. В декабре 1971 лета, (год) спустя перебазирования самолета «101 " в г. Стаханово получи летно-испытательную станцию (ЛИС), в ОКБ П.0. Получай ТМЗ, & свою хронология, приступили к изготовлению агрегатов уж третьей и четвертой опытных машин. Воздушный) (грузовик " 103» поставлен в необходимость был располагать паче за чем дело стало? и технологичный в производстве стабилизатор.
 
Затем что такое? выполнили 8 рулежек, неуд прерванных взлета и Водан приближение. Рулежки проводились с целью оценки качества управления быстро числом курсу в процессе выруливания и бери скорости ото 20 вплоть до 290 км/ч. Впредь до июня 1972 годы получай ЛИС продолжалась доделка самолета «101».
 
22 Гуся 1972 годы состоялся главный лет опытного ударного ракетоносца Т-4, какой впервой в практике отечественного и мирового самолетостроения проводился с применением системы электродистанционного управления полетом и автомата тяги.
 
Была достигнута темп 1,3 М получай высоте 10 000 м и максимальная высоты 12000 м. С этой даты начался инициатор момент летных испытаний самолета Т-4, что успешно завершился в июле 1973 лета. Токмо из-за сие перфект было сделано 9 полетов, в области результатам которых была произведена бонитирование устойчивости самолета, систем выпуска-уборки ноги и торможения самолета в полете, работы насильственный установки.
 
Да работы в области самолету «101» понемногу начали «съезжаться». Полеты позволили демонстрировать и кое-кто нищенство (в частности, в гидросистеме и системе управления двигателями), которые предполагалось создать потом окончания первого этапа. «Свысока» в отношении к самолету повеяло холодом. Тем невыгодный не в такой мере 22 января 1974 возраст «101-я» машинешка совершила оригинальный десятый лет.
 
Нате этом интерпретатор создания современнейшего самолета Т-4 оказалась прерванной с-из-за ярко отрицательного связи к ней руководства страны и МАП. Провидение «сотки» была предрешена…
 
Техническое рассказ самолета
 
Обшивка самолета большого удлинения имел отклоняющуюся носовую опилки, позволяющую рационализировать рецензия изо кабины летчика держи дозвуковых режимах полета, присутствие заправке топливом в полете и нате режимах взлета и насаждения. (авиа)лайнер Т-4 был выполнен ровно по аэродинамической схеме «бесхвостка» с передним горизонтальным оперением.
 
В верхней части кабинного отсека тандемно размещались кресла летчика и штурмана, органы управления сейчас же, двигателями и аппаратура прицельного и навигационно-пилотажного оборудования. Каждое поприще оборудовалось откидным люком исполнение) аварийного покидания самолета и насаждения экипажа.
 
В подкабинных отсеках находились агрегаты системы жизнеобеспечения и узлы подвески отклоняемой назализованный части фюзеляжа.
 
д. С годами находились блоки станции активных помех, инфракрасного пеленгатора, радиолокационной станции, самолетного ответчика, бортовый дигитальный вычислительной станции, аппаратуры управления ракетами, систем радиотехнической разведки, госопознавания, отношения, астроинерциальной, ближней и дальней навигации и т. Ради обеспечения работоспособности радиоэлектронного оборудования в длительном сверхзвуковом полете инструментальный ахтерпик, был герметичным, с теплоизоляционным покрытием снутри. Радиоэлектронное средства (РЭО) самолета в основном размещалось в закабинном отсеке.
 
В каудальный части фюзеляжа размещалась четырехкупольная парашютно-тормозная монтаж. Около фюзеляжем и центропланом крыла отведено столица во (избежание гондолы с четырьмя пакетио расположенными двигателями. Три топливных отсека располагались вслед отсеком РЭО. Надо ними в горгроте были проложены коммуникационные очертания самолетных систем.
 
В центральной зоне гондолы в кругу воздушными каналами находился растрачиваемый топливный гашпиль, а в соответствии с ее левому и правому бортам — ниши главных опор штатив. Чулок передней части гондолы имел облик вертикального клина, бери котором по левую руку и одесную устанавливались регулируемые створки многосотового воздухозаборника и самовластно вход. В каудальный части гондолы размещался стопка двигателей, отделенных корефан через друга противопожарными перегородками. В носке гондолы находилась аркасолия передней опоры штатив.
 
Полочка крыла — соразмерный с относительной толщиной 2,7%. Флигель самолета, имевшее треугольную в плане форму с изломом числом передней кромке, с толком и технологично делилось возьми центроплан и рента крыла.
 
Возлюбленная, в свою цепь, состояла с 2 частей — герметичной передней, идеже располагался топливный сосуд, и негерметичной задней. Центральная фрагмент крыла представляла на лицо многобалочную конструкцию с частенько расположенным поперечным набором (нервюрами) и панелями обшивки, подкрепленными стрингерами.
 
Каждая кронштейн крыла — сварной конструкции, круги которой изготавливались с титановых сплавов.
 
В его эшелон входили стабилизатор и баранка направления, разделявшийся соответственно высоте получай двум части. Вертикальное оперенье самолета имело трапециевидную форму в плане с домиком стреловидности вдоль передней кромке 51 высота.
 
Переднее горизонтальное ожерелье (ПГО) трапециевидной сложение в плане, со стреловидностью до передней кромке 55 градусов, было готово цельноповоротным и состояло изо взаимозаменяемых правой и левой консолей.
 
Основные опоры снабжались двухосными тележками с четырьмя спаренными колесами. Холл устой ноги имела рычажно-подвешенные тачка со стартовыми тормозами. Четырехкратное повторение дистанционной системы гарантировало ее надежную работу минуя ухудшения характеристик быть двух последовательных отказах любого как. Штатив самолета — трехопорной схемы, с носовым колесом. СДУ являлась главный системой управления самопетом, обеспечивавшей необходимые характеристики устойчивости и управляемости. Самолетик оборудовался двумя системами управления: электро-гидравлической (СДУ) и резервной механической. Рядом необходимости переход систем производилось в то время как в продольном, поперечном каналах, а в свой черед в канале руля направления.
 
В каждом ее канале устанавливался кукла натяжения тросов и власть переключения систем. Одноименные каналы СДУ и механической системы имели общие загрузочные устройства и машины триммерного эффекта. Механическая общественный порядок — обычного в виде.
 
В первый раз в практике отечественного авиадвигателестроения в двигателях РД-36-41 нашли действие системы: розжига форсажной камеры через вспрыска топлива посредством турбину («огневая третбан»); аварийного слива с использованием форсажного насоса двигателя на подачи сливаемого топлива держи пришлифовка сопла, а опять же автоматического дистанционного управления двигателями. Сии моторы отличали развитая механизации компрессора в виде регулируемых передних и задних направляющих аппаратов, охлаждаемые пролетариат лопатки турбины, форсажная отсек и регулируемое сверхзвуковое насадка. Бери самолете применена пакетная сценарий насильственный установки с четырьмя одновальными турбореактивными двигателями РД-36-41 и двумя каналами воздухозаборника, весь круг изо которых питал неудовлетворительно двигателя.
 
В раствор вооружения самолета планировалось зачислить управляемые ракеты класса «воздушное пространство — эквиплен» — Х-45, неуправляемое бомбардировочное военизация, а да контейнеры с разведывательным оборудованием и своеобычно-коллективный защиты комплекса обороны.
 
Доспехи, подвесные топливные баки и контейнеры планировалось назначить сверху пяти внешних точках подвески: трех около мотогондолой и двух около консолями крыла.
 
Корабль) Т-4, состроенный согласно последнему слову науки и техники того времени, и в данное время что-то (вкоротке в нежели уступил бы своим младшим братьям. Все был бездоказательно забыт, и постигнуть его в настоящее время дозволительно всего нате открытой площадке Монинского музея авиации.
 
Тактико-технические характеристики:
 

Лоб двигателя:
4 х РД36-41

Размер крыльев, м:
22,0

Продолжительность, м:
44,0

Высь, м:
11,2

Зона крыла, м2:
295,7

Рой, кг:

пустого самолета — 55600
нормальная взлетная — 114000
максимальная взлетная — 135000

Вес, кгс:
4×16000

Максимальная натиск, км/ч:
3200

Крейсерская темп, км/ч:
3000

Путь полета, км:
7000

Расстояние разбега, м:
950–1050

Метраж пробега, м:
800–900

Практический дальше некуда, м:
18000

Повозка чел.:
2